Стиляги

Даже само понятие толкуется по-разному

В годы послевоенной разрухи, когда серость и убогость царила не только в жилищах, но и в умах советских людей, в молодёжной среде появились те, кто посмел перечеркнуть моральный образ советского человека. Молодые люди, которым попали на глаза трофейные фильмы и вещи, увидели, что за железным занавесом существует совсем иная жизнь: яркая, праздничная, красивая. Из обрывков, которые они смогли почерпнуть в кино, и собственной фантазии, эти смельчаки примерно так к 1947 году создали субкультуру, которая позже стала называться «стиляги». Тогда мало кто мог предположить (разве что в страшном сне), что «стиляги» переживут страну, в которой родились. В которой их высмеивали и наказывали, где с ними жестоко боролись. И где не то чтобы уж искоренить, даже толком то задавить не смогли.

Происхождение понятия «стиляги» рисуется по-разному. Те, кто поближе к истории, считают, что так называли людей, одевающихся «стильно», отлично от мрачного ширпотребовского стандарта. Музыканты утверждают, что этим термином субкультура обязана музыкантам-джазистам. Он происходит от слова «стилять», играть в заимствованном стиле, копировать чью-то манеру исполнения. Вспоминают ну не совсем уж по делу, что, скажем, о саксофонисте, играющем в чужом стиле, говорили «стилягу дует», а его самого называли «стилягой».

Третьи исследователи утверждают, что название направления родилось из стремления его представителей танцевать стилем, то есть танцевать под музыку, отличную от утверждённой такой-сякой партией и родным правительством. Этому новому стилю девушки и парни учились, бегая в кинотеатры, пересматривая десятки раз трофейные и «ленд-лизовские» американские довоенные мюзиклы, в которых показывалась другая жизнь, без послевоенной разрухи и обязательного соц.реализма. Так, запоминая каждое движение актёров и пытаясь воспроизвести их в жизни, молодежь пыталась прикоснуться к этому неведомому прежде существованию.

Первые стильные танцы исполнялись под музыку джаз и свинг, которую туповатая советская пропаганда сравнивала не иначе как с визгом тормозов. Добытые немыслимыми путями и связями пластинки с записями западных оркестров ценились на вес золота, бережно хранились и тысячи раз проигрывались на «вертушках» со скоростью 45 оборотов в секунду. Владелец проигрывателя был чуть ли не богом штатников – так себя называли поклонники образа жизни киношной Америки. Из щелей вновь повыползали недобитые за войну «цеховики». Шутка ли, ведь спросом пользовались, например, даже подпольные записи «на костях» – использованных рентгеновских снимках. Для самых смелых большой удачей было безнаказанно «поймать» по радио «Голос Америки» или «Би-би-си» и услышать актуальные мелодии. Нехватка информации и образцов для подражания восполнялась фантазией стиляг. Они изобретали собственные па и целые танцы.

В 1957 году благодаря Московскому молодёжному фестивалю на территорию СССР проник рок-н-ролл. Если ещё до того (с некоторой степенью условности) можно было сказать, что танцевальные направления были придуманы чернокожим населением США, то это «новое» было чисто «белым». Его безоговорочно подхватили. И вот уже скоро советская молодёжь «тащилась» от Элвиса Пресли. Хотя для выполнения его трюков требовалась не только природная смелость, но хорошая физическая подготовка и определённый танцевальный профессионализм.

Следом за рок-н-роллом пришёл твист. Он больше подходил одиноким гражданам… Его можно было танцевать без партнёра и в «элитной» коммуналке, и в роскошной хрущёвке, и в тесном бараке. Не особо доставая соседей и не слишком дразня надзирателей от государства. Как ни странно, но с твистом в Союзе быстро перестали бороться. Наоборот, под него писались песни, его играли и танцевали в советских фильмах.

Стиляги как массовая субкультура сошла на нет к середине 60-х годов. Сначала её начала вытеснять битломания, а окончательно прикончили – хиппи. Новая волна моды на стиляг пришла в Россию на рубеже 20-го и 21-го веков. Одежда, манеры, стилизованная музыка - все эти внешние элементы возрождали в стране лучшие музыкальные коллективы, но это была уже совсем другая история.

Анонс: Сами «Битлз», будучи поклонниками Пресли, начинали в 1960 г. с рок-н-ролла, но к середине шестидесятых выработали собственную манеру звучания.

Анонс: В среде бит-поколения существовали хипстеры, поклонники джаза, особенно бибопа. Именно они дали начало субкультуре хиппи.