История саксофона

Саксофон, путь к успеху

Сходите как-нибудь на экскурсию в Музей музыкальных инструментов имени Глинки в Москве. Вы будете поражены, сколько самых разных духовых инструментов существует в мире. Их много, очень много… Но, пожалуй, только у саксофона в списке поклонников числится почти всё население планеты. Наверное потому, что он единственный одинаково великолепно справляется с классическими музыкальными партиями и эстрадными соло. А ещё саксофон любим за свой необычный, густой, за объёмный, обволакивающий, за слегка, ну назовём это так, «гнусавый голос». И как теперь только ни называют эту замечательную металлическую штуковину с гнусавым голосом: золотой, серебряный, хрустальный, романтический, волшебный, таинственный, сексуальный, эротический музыкальный инструмент.

Чуть окунувшись в историю, с удивлением узнаём, что саксофон не стал любимцем с публики с первых минут своего рождения. Обогнав своё время, родился саксофон почти двести лет назад в Бельгии в мастерской придворного музыкального мастера Шарля-Жозе Сакса. Почти все его сыновья пошли по его стопам и работали с ним бок о бок. Однако один из них - Адольф - оказался самым талантливым. Ему едва стукнуло 27-м, а к этому времени он изобрёл и преобразовал 9 духовых инструментов, которые использовались в военных оркестрах королевства. В этой девятке и оказался самый необычный «мундштучный офиклеид», придуманный юным Адольфом в 1838 году.

К сожалению, брюссельская частная комиссия не достаточно высоко оценила достижения молодого музыканта и изобретателя. Поэтому в 1842 году он вынужденно отправляется со своей коллекцией в Париж, в город, считавшийся в то время центром культурной жизни Европы. Саксу посчастливилось почти в первый день получить аудиенцию у композитора Гектора Берлиоза, который ознакомился со всеми инструментами и очень высоко их оценил. Именно Берлиоз опубликовал в одном из парижских изданий свою статью "Музыкальные инструменты А. Сакса", в которой дал развёрнутую характеристику каждому предмету. Особо он подчеркнул уникальность мундштучного офиклеида, который и нарёк саксофоном. Через четыре месяца статья была переиздана петербургской газетой и привлекла внимание российских музыкальных кругов. На Сакса посыпались заказы. На волне заслуженного успеха, он открыл в Париже собственную мастерскую, которая не только обеспечивала оркестры всей Европы саксофонами, кларнетами и гобоями, но стала площадкой для ещё нескольких изобретений гения.

Германо-французская война 1870-71 гг. почти полностью охладила интерес европейской публики к саксофону. Но зато интерес появился у американцев. Француженка Элиза Холл саксофонистка-любительница и меценатка в 1897 году организовала в Бостоне любительский Оркестровый клуб, в котором сама и солировала. И в США саксофон, как говорится, попал в струю. Формировавшийся тогда ещё неполиткорректный негритянский, а ныне афро-американский джаз принял саксофон в качестве доминирующего инструмента.

В Европу инструмент вернулся в 1920-х годах на волне моды и возрождённого интереса профессиональных исполнителей. Новое поколение камерных композиторов заново оценило его великолепные возможности и использовало их в полной мере. Эстрадные исполнители тоже не смогли пройти мимо богатого тембра и предпочтений модной публики. Ритм-энд-блюз, свинг, джаз, рок-н-ролл уже тогда стали немыслимы без него.

Как в случае с большинством духовых музыкальных инструментов, саксофон долгое время оставался мужской прерогативой. Положение изменила в 1989 году нидерландская певица и музыкант Кэнди Далфер, представив миру композицию Дэйва Стюарта Lily Was Here. Исполнительница, соединившая в себе талант, красоту и сексуальность, не просто дала саксофону возможность стать женским инструментом. И зазвучал он совершенно иначе, и форма его наполнилась, как бы помягче сказать, новыми эмоциями.

Сегодня в мире производится семь тембровых саксофонов, называемых соответственно певческим голосам: контрабас, бас, баритон, тенор, альт, сопрано, сопранино. Производители музыкальных инструментов иногда изготавливают особые единичные экземпляры, когда требуется очень высокие или очень низкие звуки, например соприлло, субконтрабас. В нашей группе традиционно играет альт. Посмотреть, послушать и заказать саксофониста можно на этой странице.