Что такое поп-музыка

И почему её так любят и ненавидят

Официальное определение поп-музыки втискивается в пару предложений. Это направление популярной музыки, разновидность массовой культуры. Характеризуется мелодичностью, ритмом, незамысловатостью слов, простотой для запоминания, преобладанием вокала над инструментальной стороной произведения. Жанровые музыканты остро ненавидят поп-музыку, называя её пренебрежительным словом «попса».

Их негативное отношение в какой-то мере оправданно. Современная поп-музыка сменила культурное направление коммерческими рельсами. Цель, которую преследует каждый поп-исполнитель, – собрать максимальную аудиторию и срубить максимальное бабло с минимальными моральными затратами и физическими потугами. А для достижения её все средства хороши: броские костюмы, или их подчёркнутое отсутствие, вызывающее поведение, публичные дебоши, провокационные скандалы. Если не удастся привлечь к себе внимание СМИ, богатым и знаменитым претенденту на титул звезды не стать.

Понять, что же такое на самом деле поп-музыка, можно, выяснив её происхождение. Популярные песни у человечества были всегда. В старину люди пели во время работы и отдыха. Конечно же, в ходу были только популярные песни, остальные в рамках передачи из уст в уста просто не сохранились. И у каждого народа были свои любимые мелодии. Кроме того чернь ходила слушать церковный хор. Свет развлекался записанной на нотной бумаге музыкой в исполнении знаменитых оперных певцов. Но та аудитория была более чем ограниченной.

Первый шаг для популяризации обоих направлений сделал Эмиль Берлинер, запатентовавший в 1887 году граммофон. Записывающее устройство стоило не слишком дорого, а пластинки из шеллака – природной смолы – сущие копейки. Граммофоны очень скоро появились во многих домах, а пластинки многотысячными тиражами разлетелись по всему свету. Бум начался в 1902 г., когда Энрике Карузо записал на пластинку десяток своих песен. Как остроумно и дальновидно заметил Эдвард Григ, граммофон соединил создателей и слушателей музыки.

Каждое десятилетие накопило свою коллекцию лучших песен. Большую роль в их популяризации играли исполнители. Пока мир был разделён на несколько лагерей, в каждом блистали свои звёзды. Америка танцевала под Фрэнка Синатру, Европа аплодировала Эдит Пиаф, СССР слушал Леонида Утёсова. И хоть все они исполняли песни, у которых были авторы, популярная музыка каждой страны имела существенную долю народной музыки.

Конец 70-х ознаменовался сметанием барьеров. В Союз хлынул поток зарубежной поп-музыки. Заказная и цензурированная советская эстрада в 80-х сменилась свободными стилями диско и данс, чуть позже пришла латина. Русская поп-музыка тоже не осталась незамеченной Западом. Ранее она не выходила за границы польского Сопота, но в 90-х стала частью Евровидения.

Так чем же всё-таки является поп-музыка? Примитивной "попсой"? Вторичным продуктом музыкальной деятельности? Шоу-бизнесом для массового потребления? Наверное, всем понемногу. В каждой эпохе она отражает современную жизнь и соответствует ей. Как бы её ни ругали гении от музыки, с самого своего появления в виде народной песни она была и остаётся востребованной формой развлечения подавляющей массы населения. А значит, она все-таки нужна.