Эстрадная музыка

Как культурно-социальное явление

Эстрадная музыка как элемент развлекательного жанра предназначена для широкой аудитории, как правило, не имеющей музыкального образования. В ней используются те же приёмы, что и в академических произведениях, но на более низком эстетическом и техническом уровне. В отличие от серьёзных музыкальных направлений, ей присущи простота мелодии, отсутствие сложных пассажей, лёгкость восприятия. Последнее обстоятельство вывело современную эстраду в разряд массовой и сделало мощным инструментом манипуляции толпой.

О мощном влиянии эстрадной музыки на людей стало ясно ещё в начале прошлого века, когда лёгкий жанр широко распространился по Старому и Новому Свету. Правительства не могли упустить такой шанс и использовали его для управления населением. В Советском Союзе это выглядело следующим образом. Государство полностью финансирует культуру, являясь её владельцем. Жёсткая цензура и заказ музыки «сверху» приводят её в соответствие с политическими и идеологическими интересами. Абсолютной свободы эстрада не имела, но она работала на укрепление патриотизма, сплочение вокруг идеи социалистического благоденствия, внушение высоких моральных ценностей. И она соответствовала достаточно высокому уровню эстетики.

В современной России, где государство не способно контролировать все виды развлечений, восторжествовала массовая культура. Интерпретировать её как сугубо негативное проявление нельзя. Эстрадная музыка по-прежнему несёт информационную и воспитательную нагрузку. Но следует понимать, что она зависит от тех, кто её финансирует. И не известно, к каким последствиям это может привести.

Эстрада всё более перестаёт быть таковой, превращаясь в шоу-бизнес. В данном контексте главенствующее место занимает не культура и эстетика, а визуальные и шумовые эффекты (шоу), работающие на извлечение выгоды (бизнес). Простенькая мелодия, бессмысленный текст, привлекательный исполнитель, громкое ритмическое сопровождение освобождают сознание от любых нагрузок. Яркие огни, полуодетые люди на сцене, их движения, имитирующие сексуальные действия, возбуждают в подсознании зрителей центры удовольствия. Всё это направлено на решение одной задачи – манипулирование сознанием.

Искусственно созданный образ кумира, его мифические пристрастия и выдуманный образ жизни привлекают всё больше фанатов. Для них шоу становятся своеобразным наркотиком, заставляющим тратить деньги на новые порции удовольствия от участия в зрелищных мероприятиях. Они уже не воспринимают настоящую музыку, которая в их понятии звучит «отстойно». И их не пугает тот факт, что с определённого момента нормальные люди начинают считать их самих идиотами. Нет больше точки отсчёта «нормальности». Постепенно сама норма «нормального» стирается в обществе и в сознании людей. Уже выросло поколение людей, для кого нормально то, что показывают ТНТ и НТВ.

Эстрадная манипуляция уже неотъемлема от современного общества. Но она подчиняет не всех. Люди с моральными качествами, хорошим образованием, воспитанием, высоким уровнем интеллекта, не поддаются фанатизму. Они понимают разницу между хорошей эстрадной музыкой и примитивным шоу даже в рамках массовой культуры. Те, кто не хочет вовлекаться во всеобщий психоз и поддаваться манипулированию, уделяют внимание настоящим видам искусства и игнорируют шоу-бизнес как таковой. Если бы не они, лёгкую эстрадную музыку ждал бы печальный конец.