Свадебный марш Мендельсона

написал сам Мендельсон

Автор статьи: SZ - самый лучший ведущий на свадьбу.

Вспоминаю одну старую телепередачу, где корреспондент на улице останавливал молодых людей и задавал им очевидные вопросы. Среди них два вопроса чаще всего оставались без, казалось бы, очевидного ответа: "Кто написал болеро Равеля" и "Кто написал марш Мендельсона"...

Очень жаль, что в нашей стране музыкальную историю и музыкальную литературу преподают лишь в немногочисленных музыкальных училищах, школах и консерваториях. Люди ничего не знают о том, кто и как создавал окружающую их музыку. Где-то постоянно звучит классика, а кто-то включает свежие композиции. Однако существует ряд музыкальных произведений, которые слушают не просто так, а при определённых жизненных ситуациях. Эти произведения символизируют различные важные обряды.

Одной из самых распространённых и узнаваемых церемониальных мелодий стал «Свадебный марш», написанный Мендельсоном более полутора веков назад. Ежедневно его торжественные аккорды звучат на планете тысячи раз, но мало кто задумывается, почему именно он символизирует свадебное шествие.

Впервые это музыкальное произведение прозвучало в 1842 году в Ковент-Гардене на премьере пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». В постановку были включены несколько балетных номеров. Музыкальное сопровождение к пьесе сочинил семнадцатилетний Фридрих Мендельсон ещё в 1926 году. Однако востребованным оно стало лишь спустя пятнадцать лет. Для спектакля композитор добавил ещё несколько музыкальных произведений, среди которых и был знаменитый марш. Постановки «Сна» сопровождались музыкой Мендельсона около полувека.

Сначала «Свадебный марш» был всего лишь частью спектакля. Случись иначе, так бы и оставаться ему известным лишь меломанам, если бы не королевская свадьба. Моду на него ввела старшая дочь королевы Виктории, тоже Виктория. В 1858 году восемнадцатилетняя британская принцесса выходила замуж за прусского кронпринца Фридриха. Она была девушкой серьёзной и просвещённой, поэтому выбором музыки для своей свадьбы занялась лично. Её путь к алтарю сопровождался величественным «Свадебным хором» Вагнера, а после венчания церемония двинулась в обратный путь под звуки такого знакомого нам марша.

Как известно, английские королевские свадьбы всегда проводились с размахом. Не удивительно, что принцессе и кронпринцу стали подражать сначала их подданные, а потом и вся Европа. И теперь кажется, что так было всегда. Молодёжи сегодня невдомёк, что в дореволюционной России марш был обычным музыкальным произведением великого композитора, а вовсе не музыкальным сопровождением для девичьих снов о принце на белом коне.

Венчания в русских православных церквях всегда проходили только под перезвон колоколов. Советской власти, походу развалившей почти все храмы и переплавившей почти все колокола, требовалось срочно заменить церковную атрибутику чем-то равноценным. Сначала в ЗАГСах звучали пролетарские марши. Но уже в 30-е годы браки заключались не под строевую, а под истинно церемониальную музыку.

И сегодня уже трудно представить свадьбу без «Свадебного марша»...